• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

АВВЭМ: первые результаты и планы на будущее

13 декабря 2013 года на заседании Общего собрания АВВЭМ были подведены итоги прошедшего года.

Как известно, в последние двадцать лет в высшем образовании сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, качество образования падает, многие вузы торгуют дипломами. С другой стороны, все эти постоянно критикуемые вузы исправно получают государственную аккредитацию и выдают выпускникам государственные дипломы.

Ситуация отчасти начала меняться с назначением министром образования и науки РФ Дмитрия Ливанова — в прошлом году много шума наделал первый мониторинг эффективности вузов. В этом году шума чуть меньше — вузов с признаками неэффективности в государственном секторе второй мониторинг выявил не так много (вечером 13 декабря, когда готовился к публикации этот материал, межведомственная комиссия приняла решение, каким вузам предстоит реорганизация).

Так или иначе, усилиями одного государства проблему псевдообразования в России решить не удается. Особенно это касается образования в сфере экономики и менеджмента — оно является фокусом платежеспособного спроса, его неблагополучие очевидно. По некоторым оценкам, до 70% выпускников, получивших образование по этим направлениям, не владеют базовыми квалификациями. Как считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говорить об эффективности государственной системы содержательной оценки качества образования пока не приходится. Участники рынка труда выделяют примерно 20 ведущих университетов в масштабе страны и по одному, два или даже три вуза в каждом регионе. С ними они сотрудничают, их выпускников охотно берут на работу. Остальная совокупность вузов не различается — из них выходят просто обладатели государственного диплома, ценность которого в глазах работодателей стремительно падает.

Для повышения качества образования в области экономики и менеджмента была создана АВВЭМ. В состав ее учредителей входят 18 вузов — применительно к данным направлениям обучения это те самые «лучшие вузы», о которых говорит президент страны. Однако ассоциация действует не только от их имени, но и от имени ведущих бизнес-объединений и государственных экономических ведомств: их представители вошли в Наблюдательный совет АВВЭМ, который возглавил президент РСПП Александр Шохин. В области экономики и менеджмента Наблюдательный совет фактически играет роль широкой профессиональной ассоциации — других ассоциаций, охватывающих значительную часть рынка в этой сфере, в России пока нет (объединения аудиторов, финансовых аналитиков и похожие не в счет просто в силу своей малочисленности).

АВВЭМ существует год с небольшим, но за это время, если учитывать все заседания экспертных и рабочих групп, программы повышения квалификации преподавателей, социологические исследования и прочие, она опередила по интенсивности работы не только Ассоциацию ведущих вузов России, но и Российский союз ректоров. Это свидетельствует не только о большой энергии социально-экономических вузов, но и проблемах в этом секторе. Причем в «лучших вузах» как раз все в порядке, другой вопрос — что делать с вузами, которые лучшими не являются.

Стоит отметить, что членом АВВЭМ может стать далеко не каждый — так, на заседании 13 декабря был оглашен список вузов, которые изъявили желание вступить в ассоциацию, но всем, за исключением Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», было отказано. Точнее, вопрос о принятии МИФИ тоже пока не решен: в этот университет будет направлена комиссия АВВЭМ, которая проведет анализ его программ и примет окончательное решение.

В 2013 году в рамках ассоциации велась работа, в частности, по созданию модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (заявку на апробацию модели подали 23 вуза, на пробную аккредитацию программ — 49) и модели независимой оценки подготовки бакалавров. Также велась работа по созданию модели  профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (заявку на апробацию модели подали 23 вуза, на пробную аккредитацию программ — 49) и модели независимой оценки подготовки бакалавров.

На базе ассоциации планируется создать Центр аккредитации и сертификации, выполняющий роль оператора профессионально-общественной аккредитации. По поручению Минобрнауки России АВВЭМ разрабатывает модель формирования структуры и объемов контрольных цифр приема по укрупненной группе направлений «Экономика и управление» (в 2014 году, в частности, предложено сократить бюджетные места в бакалавриате, а в магистратуре — увеличить). Это единственный случай, когда на ассоциацию вузов возложили такие полномочия, — обычно государство опирается на мнения профессиональных ассоциаций и администраций регионов.

Предполагается, что в ближайшем будущем роль АВВЭМ в оценке качества образования в сфере экономики и менеджмента значительно возрастет — сначала применительно к бакалавриату, а затем и в магистратуре. Рособрнадзор готов патронировать мониторинг качества образовательных программ, который планирует проводить АВВЭМ, и учитывать его результаты при аккредитации. Не исключено, что очень скоро Рособрнадзор начнет закрывать некачественные программы — намерения государства на этот счет не раз были продекларированы вполне однозначно. Основным инструментом, позволяющим обосновать принятие решений, должны стать результаты оценки качества образования, предоставленные ведущими вузами.